Мой подход к творчеству
несколько отличается от общепринятого в скрапбукинге. Кому-то он может не
понравиться, кому-то покажется интересным, а кто-то, возможно, тоже практикует
его. Так или иначе, я решила поделиться своим методом работы с творческим миром.
Подавляющее большинство опытных мастеров рекомендуют начинающим пользоваться скетчами, лифтить чужие работы и, разумеется, зубрить правила композиции. Это то, с чего обычно начинаются первые шаги новичков. Я считаю такой подход нецелесообразным.
Это приучает мыслить шаблонно, выстраивать композиции по уже готовым схемам, что, в свою очередь, отключает фантазию.
При таком подходе правила загоняют в определенные рамки и выходит, что в творчестве появляются ограничения, которых, по идее, быть не должно. Мастерицы, подчиняясь «общепринятым» нормам, все чаще создают работы, которые ничем не отличаются от десятков других в сети, что бы кто не говорил про авторский почерк.
Любая, действительно хорошая работа начинается с идеи (в этой статье не будем рассматривать вариант создания "красоты ради красоты").
Ко мне в личную почту часто обращаются новички с просьбой о критике или помощи в построении композиции. И первый вопрос, который я задаю каждому: в чем идея вашей работы? Этот вопрос повергает 98% обратившихся в ступор. Четкий ответ за все время моего творчества дали единицы.
1. Я всегда ношу с собой ручку и
малюсенький блокнот, чтобы записывать интересные мысли, которые периодически
приходят в голову. Благодаря этому у вас сразу отпадет проблема недостатка
идей.
2. Не смотрите в интернете чужие работы «для вдохновения» (это не значит, что вообще нельзя ничего смотреть), целенаправленный поиск чужих идей отучит со временем вашу голову рождать свои собственные. Фантазия требует постоянной тренировки, без отсутствия должной нагрузки она очень быстро перестает работать и начинает раз за разом выдавать готовые шаблоны. На этом ваше творчество остановится в развитии.
Как претворить идею в жизнь?
Ответ прост – действуйте! У меня свой подход. Я называю это системой ассоциативного воплощения идеи. Проще говоря – играю в ассоциации. Поистине захватывающий процесс!
Из нашей идеи выбираем одно ключевое слово или словосочетание. Например, идея: «волшебство лесной феи». Ключевым словом может быть как «волшебство», так и «лесная фея».
От выбора «ключа» часто зависит внешний вид работы. К ключевому слову подбираем первичные и вторичные ассоциации.
Первичные ассоциации – это ассоциации подобранные непосредственно к «ключу». Их должно набраться максимально возможное количество.
Вторичные ассоциации подбираются к самым ярким первичным ассоциациям, но они непременно должны логично сочетаться с «ключом».
Из всего этого «облака» слов (записывайте это все на бумаге, так вы точно ничего не упустите) выбираем те, которые впоследствии станут элементами работы, или мини-идеями (для каждой страницы альбома, например). Потом выбранные элементы соединяем.
Тут уже можно воспользоваться правилами композиции, но при таком раскладе не вы будете подчиняться правилам, а правила будут работать на вас! Разница довольно ощутима на практике, вам не нужно думать, что добавить/убрать, чтобы уравновесить композицию, все необходимые элементы уже подобраны и ни один из них не будет лишним, ошибиться очень сложно в таком случае.
Также не возникнет вопроса из серии «а это к чему?» относительно какого-то элемента, у каждого будет своя, вполне ясная, роль в композиции и самое интересное, что эту роль не придется придумывать «на ходу» - это очень распространенная ошибка новичков, добавить «что-нибудь для красоты». Каждый элемент в работе должен иметь определенное значение, только тогда воплощение будет полноценно отражать идею и делать ее понятной не только автору.
Подавляющее большинство опытных мастеров рекомендуют начинающим пользоваться скетчами, лифтить чужие работы и, разумеется, зубрить правила композиции. Это то, с чего обычно начинаются первые шаги новичков. Я считаю такой подход нецелесообразным.
Это приучает мыслить шаблонно, выстраивать композиции по уже готовым схемам, что, в свою очередь, отключает фантазию.
При таком подходе правила загоняют в определенные рамки и выходит, что в творчестве появляются ограничения, которых, по идее, быть не должно. Мастерицы, подчиняясь «общепринятым» нормам, все чаще создают работы, которые ничем не отличаются от десятков других в сети, что бы кто не говорил про авторский почерк.
Любая, действительно хорошая работа начинается с идеи (в этой статье не будем рассматривать вариант создания "красоты ради красоты").
Ко мне в личную почту часто обращаются новички с просьбой о критике или помощи в построении композиции. И первый вопрос, который я задаю каждому: в чем идея вашей работы? Этот вопрос повергает 98% обратившихся в ступор. Четкий ответ за все время моего творчества дали единицы.
Итак,
что же такое идея?
Иде́я (др.-греч. ἰδέα —
видность, вид,
форма, прообраз)
в широком
смысле — мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий
его основные, главные и существенные черты (википедия)
Чаще
всего идею путают с самим предметом. В таком случае на свой вопрос я получаю
ответ: «альбом для девочки», «открытка на свадьбу», «кулинарный блокнот» и т.д.
Первое, что нужно усвоить: идея и вещь, которую хотите сделать – это разные
понятия! Ведь альбом для девочки может содержать в себе все, что угодно: он
может быть о принцессе, о фее, об ангеле, о принесенном аистом чуде и еще
множество придумок. Идея – это максимально конкретизированный образ.
Идею
можно уместить буквально в несколько слов (у меня они обычно являются именем
работы). Именно отсутствие конкретного образа рождает трудности в составлении
композиции в большинстве случаев. Если что-то не выходит, задайте себе все тот
же вопрос: в чем идея? А соответствует ли то, что я делаю основной мысли
работы? Обычно эти два вопроса выявляют проблему – либо идея недостаточно
конкретизирована, либо те или иные техники/элементы или их расположение в
композиции нелогичны по отношению к ней.
Откуда
берутся идеи?
Вдохновиться
на самом деле можно чем угодно: и рассветом и разбитым асфальтом на дороге.
Кто-то ищет вдохновение в своем внутреннем мире, кто-то во внешнем. Идея может
придти внезапно, а может быть придуманной сознательно. Для тех, кто еще не
умеет генерировать идеи сознательно, пара советов от меня:
2. Не смотрите в интернете чужие работы «для вдохновения» (это не значит, что вообще нельзя ничего смотреть), целенаправленный поиск чужих идей отучит со временем вашу голову рождать свои собственные. Фантазия требует постоянной тренировки, без отсутствия должной нагрузки она очень быстро перестает работать и начинает раз за разом выдавать готовые шаблоны. На этом ваше творчество остановится в развитии.
Как претворить идею в жизнь?
Ответ прост – действуйте! У меня свой подход. Я называю это системой ассоциативного воплощения идеи. Проще говоря – играю в ассоциации. Поистине захватывающий процесс!
Из нашей идеи выбираем одно ключевое слово или словосочетание. Например, идея: «волшебство лесной феи». Ключевым словом может быть как «волшебство», так и «лесная фея».
От выбора «ключа» часто зависит внешний вид работы. К ключевому слову подбираем первичные и вторичные ассоциации.
Первичные ассоциации – это ассоциации подобранные непосредственно к «ключу». Их должно набраться максимально возможное количество.
Вторичные ассоциации подбираются к самым ярким первичным ассоциациям, но они непременно должны логично сочетаться с «ключом».
Из всего этого «облака» слов (записывайте это все на бумаге, так вы точно ничего не упустите) выбираем те, которые впоследствии станут элементами работы, или мини-идеями (для каждой страницы альбома, например). Потом выбранные элементы соединяем.
Тут уже можно воспользоваться правилами композиции, но при таком раскладе не вы будете подчиняться правилам, а правила будут работать на вас! Разница довольно ощутима на практике, вам не нужно думать, что добавить/убрать, чтобы уравновесить композицию, все необходимые элементы уже подобраны и ни один из них не будет лишним, ошибиться очень сложно в таком случае.
Также не возникнет вопроса из серии «а это к чему?» относительно какого-то элемента, у каждого будет своя, вполне ясная, роль в композиции и самое интересное, что эту роль не придется придумывать «на ходу» - это очень распространенная ошибка новичков, добавить «что-нибудь для красоты». Каждый элемент в работе должен иметь определенное значение, только тогда воплощение будет полноценно отражать идею и делать ее понятной не только автору.
При
использовании системы ассоциативного воплощения идеи отпадает необходимость «вдохновляться»
в интернете, она делает творчество независимым от правил, тренирует фантазию и
наглядно показывает всю широту возможностей реализации той или иной задумки. У
одной идеи могут быть десятки воплощений, их все можно увидеть, просто разделив
ее на элементарные частицы. Эту технику освоит даже новичок и, возможно, не
придется заниматься лифтингом, можно сразу приступить к реализации своих
творческих задумок.
Система,
однако, не исключает необходимости изучать технику. Наоборот, чем больше
различных техник вы будете знать, тем больше ассоциаций вы сможете воплотить в
своей работе, тем больше возможностей у вас появится для реализации своих идей!
Развивайтесь в своем творчестве, расширяйте кругозор и знания об окружающем
мире, часто какая-то мелочь толкает на удивительные свершения!
Комментариев нет:
Отправить комментарий